Информационные системы
управления предприятием (ИСУП)
Определения основных понятий. Начнем с определений, необходимых
для понимания дальнейших рассуждений.
Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях,
событиях, процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности,
неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями. Эти сведения
выражены на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанные на материальном
носителе. Их можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или
другим способом.
Информация позволяет организациям:
- осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений
и процессов в них;
- определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;
- принимать обоснованные и своевременные решения;
- координировать действия подразделений в достижении целей.
Информационная потребность – осознанное понимание различия между
индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом.
Данные – информация, низведенная до уровня объекта тех или иных
преобразований.
Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой, электронной
или иной форме, оформленное по определенным правилам, заверенное в установленном
порядке.
Документооборот – система создания, интерпретации, передачи, приема,
архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного
доступа.
Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических
процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной
и непроизводственной сфере.
Информационные ресурсы – весь имеющийся объем информации в информационной
системе.
Информационная технология – система методов и способов сбора,
передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.
Автоматизация – замена деятельности человека работой машин и механизмов.
Информационная система (ИС) – информационный контур вместе со
средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом,
осуществляющим эти действия с информацией.
Миссия информационных систем – производство нужной для организации
информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание
информационной и технологической среды для осуществления управления организацией.
Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратегический,
тактический и оперативный. На каждом из этих уровней управления имеются свои
задачи, при решении которых возникает потребность в соответствующих данных,
получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы
обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные
технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать
ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется
информация, служащая основой для принятия соответствующих решений.
В результате применения информационных технологий к информационным
ресурсам создается некая новая информация или информация в новой форме. Эта
продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.
Информационный продукт или услуга – специфическая услуга, когда
некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная
производителем для распространения в вещественной и невещественной форме, предоставляется
в пользование потребителю.
В настоящее время бытует мнение об информационной системе как
о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Как и информационные
технологии, информационные системы могут функционировать и с применением технических
средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.
Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:
простота внедрения уже существующих решений;
они просты для понимания и для их освоения требуется минимум тренировки;
не требуются технические навыки;
они, обычно, гибкие и способны к адаптации для соответствия деловым
процессам.
Преимущества автоматизированных систем:
в автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно
представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические
факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.
Корпоративную ИС обычно рассматривают как некоторую совокупность
частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:
- единая база хранения информации;
- совокупность прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям.
Информационная система компании (в частности, ИСУП) должна:
- позволять накапливать определенный опыт и знания, обобщать их в виде формализованных
процедур и алгоритмов решения;
- постоянно совершенствоваться и развиваться;
- быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;
- соответствовать насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.
Итак, информационная система управления предприятием
(ИСУП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и
специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия,
необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа.
Другими словами, ИСУП - это система, несущая в себе описание полного рыночного
цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия
Задачи ИСУП.
Управление предприятиями
в современных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использование
информационных систем управления предприятием (ИСУП) является одним из важнейших
рычагов развития бизнеса.
Частные задачи, решаемые ИСУП, во многом определяются областью
деятельности, структурой и другими особенностями конкретных предприятий. В качестве
примеров можно сослаться на опыт создания ИСУП для предприятия – оператора связи
[1, с.19-21] и опыт внедрения партнерами фирмы SAP системы R/3 на ряде предприятий
СНГ и дальнего зарубежья [2, с.2-6]. При этом примерный перечень задач, которые
должна решать ИСУП на различных уровнях управления предприятием и для различных
его служб, к настоящему времени можно считать общепризнанным. Он приведен в
табл.1.
Таблица 1.
Основные задачи ИСУП
Уровни и службы управления
|
Решаемые задачи
|
Руководство предприятия
|
обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании
на текущий момент и подготовка прогноза на будущее; обеспечение контроля за работой служб предприятия; обеспечение четкой координации работ и ресурсов; предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации; формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат |
Финансово-бухгалтерские службы
|
полный контроль за движением средств; реализация необходимой менеджменту учетной политики; оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей; контроль за выполнением договоров, смет и планов; контроль за финансовой дисциплиной; отслеживание движения товарно-материальных потоков; оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности |
Управление производством
|
контроль за выполнением производственных заказов; контроль за состоянием производственных мощностей; контроль за технологической дисциплиной; ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты); оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов |
Службы маркетинга
|
контроль за продвижением новых товаров на рынок; анализ рынка сбыта с целью его расширения; ведение статистики продаж; информационная поддержка политики цен и скидок; использование базы стандартных писем для рассылки; контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку |
Службы сбыта и снабжения
|
ведение баз данных товаров, продукции, услуг; планирование сроков поставки и затрат на транспортировку; оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;- компьютерное ведение контрактов |
Службы складского учета
|
управление многозвенной структурой складов; оперативный поиск товара (продукции) по складам; оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения; управление поступлениями с учетом контроля качества; инвентаризация |
3.6.2. Место ИСУП в системе
контроллинга
Коротко говоря, контроллинг – это информационно-аналитическая
поддержка принятия решений в менеджменте. В свою очередь, информационные системы
управления являются компьютерной поддержкой контроллинга. Контроллинг, в свою
очередь, является основным поставщиком информации для управления предприятием.
Цель информационной поддержки контроллинга – обеспечить руководство информацией
о текущем состоянии дел предприятия и спрогнозировать последствия изменений
внутренней или внешней среды [3, с.44]. Основные задачи контроллинга согласно
[4, с.19] представлены в табл.2.
Таблица 2.
Основные задачи контроллинга
Виды контроллинга
|
Основные решаемые задачи
|
Контроллинг в системе управления
|
Целевая задача стратегического контроллинга – обеспечение продолжительного успешного функционирования организации. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия |
Финансовый контроллинг
|
Поддержание рентабельности и обеспечение ликвидности предприятия |
Контроллинг на производстве
|
Информационное обеспечение процессов производства и управления |
Контроллинг маркетинга
|
Информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов |
Контроллинг обеспечения ресурсами
|
Информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов, анализ закупаемых ресурсов, расчет эффективности работы отдела снабжения |
Контроллинг в области логистики
|
Текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортировки материальных ресурсов |
Сравним (в соответствии с табл.3) основные задачи, которые решают
ИСУП и контроллинг (см. табл.1 и табл.2).
Таблица 3.
Сравнение задач ИСУП и контроллинга
Задачи ИСУП, решаемые для: | Задачи контроллинга, решаемые |
Руководства предприятия | Контроллингом в системе управления |
Финансово-бухгалтерских служб | Финансовым контроллингом |
Управления производством | Контроллингом на производстве |
Служб маркетинга | Контроллингом маркетинга |
Служб сбыта и снабжения | Контроллингом обеспечения ресурсами |
Служб складского учета | Контроллингом в области логистики |
Из табл.3 видно, что задачи ИСУП, решаемые для каждого уровня
управления и службы предприятия, соответствуют задачам, решаемым контроллингом
в той или иной сфере деятельности предприятия (а именно, контроллингом в системе
управления, финансовым контроллингом и т.д.).
Если рассматривать структуру ИСУП, то можно выделить 5 основных
модулей, которые присутствуют в каждой информационной системе. Это финансово-экономическое
управление, бухгалтерия и кадры, склад, производство, торговля (сбыт).
3.6.3. Перспективы совместного развития ИСУП и
контроллинга
Для того, чтобы заглянуть в будущее, попробуем сначала вернуться
в прошлое.
Как известно, развитие методов управления промышленными предприятиями
в начале ХХ века связывают прежде всего с именами Г. Форда, Ф. Тейлора, Г. Гантта,
А. Файоля, Ю. Гастева и др. Именно А. Файоль разделил действия администрации
на ряд функций, к которым отнес прогнозирование и планирование, создание организационных
структур, руководство командой, координацию действий менеджеров и контроль.
Модель управления запасами, приводящая к «формуле квадратного
корня» для оптимального размера заказа, предложена Ф. Харрисом в 1915 г., но
получила известность после публикации широко известной работы Р. Вильсона в
1934 г., а потому часто называется моделью Вильсона [5, с.224-225]. Мощный толчок
теория управления запасами получила в 1951 г. благодаря работам К. Эрроу (будущего
нобелевского лауреата по экономике), Т. Харриса, Дж. Маршака. В 1952 г. были
опубликованы работы А. Дворецкого, Дж. Кифера, Дж. Вольфовитца. На русском языке
теория управления запасами рассматривалась в работах Е.В. Булинской, Дж. Букана,
Э. Кенингсберга, Ю.И. Рыжикова, В.А. Лотоцкого, А.И. Орлова [5, гл.5], А.А.
Колобова, И.Н. Омельченко и многих других.
Необходимо отметить работы по созданию ИСУП, выполненные в киевском
институте кибернетики АН УССР, созданном Б.В. Гнеденко в 1950-х годах (в 1961
г. этот институт возглавил В.М.Глушков). В начале 60-х в США начались работы
по автоматизации управления запасами. Конец 60-х связан с работами О.Уайта,
который при развитии систем автоматизации промышленных предприятий предлагал
рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения.
В публикациях О.Уайта были сформулированы алгоритмы планирования, сегодня известные
как MRP — планирование потребностей в материалах — в конце 60-х годов,
и MRP II — планирование ресурсов производства — в конце 70-х — начале
80-х гг. [6, c.24].
Отнюдь не все современные концепции управления возникали в США.
Так, метод планирования и управления Just-in-time («точно вовремя») появился
на предприятиях японского автомобильного концерна в 50-х годах, а методы OPT—
оптимизированная технология производства созданы в Израиле в 70-х годах.
Концепция компьютеризированного интегрированного производства CIM
возникла в начале 80-х годов и связана с интеграцией гибкого производства и
систем управления им. Методы CALS — компьютерная поддержка процесса поставок
и логистики возникли в 80-х годах в военном ведомстве США для повышения
эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации
производства, поставок и эксплуатации военной техники. [7, c.12]. Система
ERP – планирование ресурсов корпорации предложена аналитической
фирмой Gartner Group не так давно, в начале 90-х, и уже подтвердила свою
жизнеспособность. Системы CRM
– управление взаимоотношениями с клиентами стали нужными
на высококонкурентном рынке, где в фокусе оказался не продукт, а клиент. Многое
было сделано в СССР и в России, прежде всего в Институте проблем управления,
Центральном экономико-математическом институте, ВНИИ системных исследований
и Вычислительном центре РАН.
В настоящее время постепенно акцент в планировании ресурсов предприятий
(на основе ERP-систем) смещается к поддержке и реализации процессов управления
цепью поставок (SCM–систем), управления взаимоотношениями с заказчиками
(CRM-систем) и электронного бизнеса (e-commerce систем).
На основе анализа тенденций развития российского
рынка программного обеспечения для автоматизации процесса управления предприятиями
можно сделать вывод о его динамичном развитии и усложнении круга задач, требующих
автоматизации. Вначале руководители российских предприятий чаще всего ставили
простейшие задачи, в частности, задачу автоматизации процесса работы бухгалтерии.
С развитием компаний, усложнением бизнес-процессов возникала потребность не
только в «посмертном бухгалтерском учете», но и в управлении материально-техническим
снабжением (логистическими процессами), работой с дебиторами и кредиторами и
многими другими видами деятельности, направленными на решение задач, которые
ставит перед предприятием внутренняя и внешняя среда. Для удовлетворения этих
потребностей менеджмента стали использовать корпоративные информационные системы
управления – решения, охватывающие деятельность всего предприятия.
Таким образом, в результате «эволюции» ИСУП превратилась
из компьютерной бухгалтерии и автоматизированной системы управления запасами
в комплексную систему управления всего предприятия.
В настоящее время на рынке представлено большое
количество типовых ИСУП - от локальных (стоимостью до 50 тыс. долл. США) до
крупных интегрированных (стоимостью от 500 тыс. долл. США и выше). Типовые решения
этих ИСУП «привязываются» фирмами-поставщиками к условиям конкретных предприятий.
Отметим, что в настоящее время основная часть
ИСУП разрабатывается не на основе типовых решений, а в единичном экземпляре
для каждого отдельного предприятия. Это делается соответствующими подразделениями
предприятий с целью наиболее полного учета особенностей конкретных предприятий
[8, с.28-41].
Классификация типовых систем, имеющихся на российском
рынке, разработана в работе [9, с.27-28]. Приведем описание основных типов ИСУП.
· Локальные системы. Как правило, предназначены
для автоматизации деятельности по одному - двум направлениям. Зачастую могут
быть так называемым "коробочным" продуктом. Стоимость таких решений
лежит в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов США.
· Финансово-управленческие
системы.
Такие решения обладают гораздо большими функциональными возможностями по сравнению
с локальными. Однако их отличительная черта - это отсутствие модулей, посвященных
производственным процессам. И если в первой категории представлены только российские
системы, то здесь соотношение российского и западного продуктов примерно равное.
Сроки внедрения таких систем могут доходить до года, а стоимость – от 50 тыс.
долл. до 200 тыс. долл. США.
· Средние интегрированные
системы.
Эти системы предназначены для управления производственным предприятием и интегрированного
планирования производственного процесса. Они характеризуются наличием специализированных
функций. Такие системы наиболее конкурентоспособны на отечественном рынке в
своей области специализации с крупными западными системами, при этом их стоимость
существенно (на порядок и более) ниже, чем крупных.
· Крупные интегрированные
системы.
На сегодняшний день это наиболее функционально развитые и соответственно наиболее
сложные и дорогие системы, в которых реализуются стандарты управления MRPII
и ERP. Сроки внедрения подобных систем с учетом автоматизации
управления производством могут составлять несколько лет, а стоимость лежит в
пределах от нескольких сот тысяч до нескольких десятков миллионов долларов.
Следует отметить, что данные системы предназначены в первую очередь для повышения
эффективности управления крупными предприятиями и корпорациями. Требования бухгалтерского
или кадрового учета отходят в этом случае на второй план.
· Конструкторы – это коммерческое программное
средство, комплекс программных средств или специализированная среда программирования
для относительно быстрого (по сравнению с универсальными средствами программирования)
создания деловых приложений. Естественно, при этом опираются на лежащий в основе
конструктора инвариант методологии и технологии функционирования.
· Специализированные решения
– предназначены
в основном для получения корпоративной консолидированной отчетности, планирования,
бюджетирования, анализа данных по технологии OLAP
(on-line analytical
processing - оперативный анализ данных, а
точнее, многомерный оперативный анализ данных для поддержки принятия
решений).
Эконометрические методы в ИСУП. Анализ реальных потребностей
предприятий показал, что для создания полноценной системы, которая обеспечивала
бы не только учетные функции, но и возможности прогнозирования, анализа сценариев,
поддержки принятия управленческих решений, - типового набора функций ERP-систем
недостаточно. Решение данного класса задач требует применения аналитических
систем и методов, прежде всего эконометрических [10, 11], включения этих систем
и методов в ИСУП.
Эконометрические методы представляют собой важную
часть научного инструментария контроллера, а их компьютерная реализация - важную
часть информационной поддержки контроллинга. При практическом использовании
эконометрических методов в работе контроллера необходимо применять соответствующие
программные системы. Могут быть полезны и общие статистические системы типа
ДИСАН, ППАНД, SPSS, Statgraphics, Statistica, ADDA, и более специализированные
Statcon, SPC, NADIS, REST (по статистике интервальных данных), Matrixer
и многие другие [11, с.42-53].
ИСУП в решении задач контроллинга. Подводя итоги, прежде всего отметим,
что ИСУП в решении задач контроллинга играют бесспорно важную роль. С целью
информационной поддержки контроллинга специальный модуль «Контроллинг» должен
быть включен в состав ИСУП. Это необходимо для того, чтобы система обеспечивала
не только компьютерную поддержку контроллинга, предоставляла менеджерам и специалистам
актуальную и достоверную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия, необходимую
для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Но и стала
бы системой, несущей в себе информацию о полном рыночном цикле – от планирования
бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия.
Программный комплекс «М-3» (следующее поколение системы «М-2»),
разработанный компанией "Клиент – серверные - технологии", позиционируется
уже не просто как система управления предприятием, а продукт, формирующий среду
принятия решения. В комплексе "М-3" происходит смещение акцентов:
от регистрационной системы к структуре, позволяющей реализовывать прогнозирование
на основе профессионального анализа. Основой для этого служит реализация механизма
контроллинга, предполагающая создание инструмента для принятия оперативных решений
в финансовой, производственной и иных областях деятельности предприятий.
Кроме того, опыт западных компаний показывает,
что постепенно спрос растет на крупные интегрированные системы, которые отличаются
глубиной поддержки управления больших многофункциональных групп предприятий
(холдингов или финансово-промышленных групп).
И если говорить о развитии отечественной индустрии
ИСУП и широком внедрении контроллинга в практику работы российских организаций
и предприятий, то приходится констатировать, что у большинства российских предприятий
этап полномасштабной информатизации бизнеса только начинается [12].
Литература
1. Орлов А.И., Волков Д.Л. Эконометрические методы при управлении ресурсами
и информационная поддержка бизнеса для фирмы-оператора связи. //Приднiпровський
науковий вiсник. Донбаський випуск. Економiка. №109 (176). Грудень 1998
р.
2. Виноградов С.Л. Контроллинг как технология менеджмента. Заметки практика//Контроллинг.
2002. №2.
3. Карминский А.М., Дементьев А.В., Жевага А.А. Информатизация контроллинга
в финансово-промышленной группе // Контроллинг. 2002. №2.
4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг
в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга
в организациях. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.
5. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. – М.: Наука,
1979. – 296 с.
6. Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в век
ЭВМ. - М.: Прогресс. 1978. – 302 с.
7. Компьютерно-интегрированные производства и CALS -технологии
в машиностроении. - М.: Федеральный информационно-аналитический центр
оборонной промышленности. 1999. – 510 с.
8. Любавин А.А. Особенности современной методологии внедрения контроллинга
в России//Контроллинг. 2002. №1.
9. Карпачев И. Налево пойдешь // Enterprise partner: корпоративные системы.
2000. №10.
10. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: Экзамен, 2002. – 576 с.
11. Орлов А.И. Эконометрическая поддержка контроллинга // Контроллинг.
2002. №1.
12. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Информационные системы управления предприятием
в решении задач контроллинга // Контроллинг. 2003. № 1.
Контрольные вопросы
1. Какова роль информации в управлении?
2. Должна ли информационная система обязательно реализовываться с помощью
компьютерной техники?
3. Обсудите базовые определения в области информационных систем управления
предприятием.
4. Каковы основные задачи ИСУП?
5. В чем сущность контроллинга?
6. Каковы основные задачи контроллинга?
7. Каково место ИСУП в системе контроллинга?
Темы докладов, рефератов,
исследовательских работ
1. Состав и движение массивов информации.
2. История развития ИСУП.
3. Обращение бумажных и электронных документов.
4. Контроллинг в России.
4. Эконометрические методы в информационных системах.
5. Роль Интернета и корпоративных компьютерных сетей в управлении предприятием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Смотрите также
Система информационного обеспечения предприятия
Информационная система управления предприятием
Модель управления предприятием